Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению.
Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению.
.. — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. (Тэмпл Грэндин)
* * *
... — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. ... особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его лежат тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим. (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)
* * *
... — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями. (К.Гилберг, Т.Питерс)
Аутизм. Описание и осложнения.
Аутизмом называют нарушение развития, характеризующееся не способностью к нормальному общению и дефицитом языковых навыков. Эти дефекты сопровождаются наличием серьезных трудностей в восприятии и неадекватной реакции на повседневные стимулы (например, звуки), нарушением адаптации к изменениям окружающей среды и повседневной деятельности, а также при изменении окружающей среды и повседневной деятельности по собственной инициативе. Признаки аутизма появляются еще до того, как ребенок достигнет возраста 2,5 лет, и сохраняются в течение всей жизни, хотя некоторые из симптомов мо гут потерять свою остроту. Из каждых 10 тысяч детей, рождающихся ежегодно в США, двое страдают от аутизма.
Аутизм — это поведенческий синдром, то есть группа конкретных признаков, проявляющихся совместно. Хотя эти отклонения по-разному воздействуют на поведение ребенка, синдром аутизма всегда включает в себя в большей или меньшей степени на личие трудностей в следующих областях.
Трудности в отношениях с другими людьми.
Детям, страдающим аутизмом, трудно формировать эмоциональную привязанность к родителям и другим людям. Это состояние часто проявляется уже в младенчестве — например, ребенок может безразлично относиться к тому, что его берут на руки, или даже не любить этого. Кроме того, страдающий аутизмом ребенок с самого раннего возраста не толь ко не испытывает желания проявлять привязанность в виде физического контакта, но и не устанавливает визуальных контактов с другими людьми, в социальном плане не реагирует на других улыбкой или иным изменением выражения лица. Создается ощущение, что ребенок не рассматривает людей как индивиду умов, а подчас даже и в качестве людей. Чаще всего создается впечатление, что ребенок-аутист живет в своем собственном мире.
По мере того как страдающий аутизмом ребенок растет, он обычно начинает лучше осознавать, что рядом с ним живут родители и другие знакомые ему взрослые люди и начинает устанавливать с ними не которые эмоциональные связи и приобретать привязанности. Однако связь с ровесниками или дружба с ними продолжают отсутствовать, как и отсутствует способность играть с ними в игры, требующие совместного участия и сотрудничества. Кроме того, создается впечатление, что дети, страдающие аутизмом, не знают, что такое сочувствие, они не могут «поставить себя на место других людей». С возрастом острота этих проблем может уменьшиться, однако большинство детей-аутистов и в зрелом возрасте продолжают испытывать серьезные трудности в общении.
Трудности взаимопонимания при использовании языка в качестве средства общения.
Нарушения языкового общения характерны для всех детей-аутистов. Хотя трудности, связанные со слухом, не являются характерной особенностью аутизма, маленьких детей-аутистов часто поначалу принимают за глухих. Эксперты считают, что детям-аутистам очень трудно обрабатывать информацию, связанную со значениями слов, речи, даже несмотря на то, что слышат они вполне нормально. Языковое развитие детей-аутистов надолго запаздывает, а в тяжелых случаях они на протяжении всей жизни оказываются неспособными говорить.
Если страдающий аутизмом ребенок и начинает использовать язык, то обычно, по крайней мере на первых порах, он делает это не для целей общения. Иногда кажется, что дети-аутисты получают удовольствие от языка просто как от набора звуков. Характерной особенностью использования языка детьми-аутистами на ранних этапах является эхолалия (тенденция повторять звуки и слова других людей). У не которых детей повторение по принципу «эха» про исходит сразу после того, как то или иное слово произнесено другим человеком. У других детей-аутистов отмечается удивительная способность запоминать целые отрывки из бесед или телевизионных про грамм, причем удивительно надолго.
Если ребенок-аутист и осваивает правильную речь, то она зачастую перемежается грамматически ми ошибками и изобилует другими нарушениями. Одной, очень характерной, особенностью является неумение правильно использовать местоимения. Например, ребенок, который просит дать ему яблоко, вполне может сказать «ты хотеть яблоко». Характерным для детей-аутистов является также и то, что им с трудом удается запоминать названия предметов, высказывать абстрактные мысли и использовать мета форы.
Речь ребенка-аутиста обычно бесстрастна, моно тонна, бесцветна, лишена эмоций и других нюансов. Если тон речи и меняется, то зачастую не к месту. Речь не сопровождается соответствующими проявлениями эмоций, такими как жесты или изменение выражения лица; все эти проблемы сохраняются и в зрелом возрасте.
Трудности в области восприятия и реакции на чувственные раздражители.
Дети-аутисты обычно самым неожиданным образом реагируют на любые чувственные раздражители, то есть на предметы и явления, которые они могут слышать, видеть, чувствовать, пробовать на вкус или обонять. Например, ребенок может безразлично от нестись к яркому свету, но впасть в состояние расстройства, услышав отдаленный звук работающей у соседа газонокосилки. Раздражители, которые другими людьми даже не воспринимаются, могут вызвать у ребенка-аутиста всплеск лихорадочной активности или, наоборот, пассивное состояние, при котором ребенок в течение долгого времени пребывает без движения. Ребенок-аутист может никак не отреагировать на полученную травму, боль. Он может не проявить и признаков страха в опасных ситуациях. В целом, как представляется, детям-аутистам лучше удается использовать осязание, вкус и обоняние, чем зрение и слух, как средство изучения окружающей среды и других людей.
Трудности приспособления к переменам в окружающей действительности или повседневном рас порядке жизни, или при внесении изменений в них по собственной инициативе.
Дети-аутисты проявляют стремление к сохранению закрепленного порядка в своей жизни. Большие огорчения у такого ребенка могут вызвать даже не большие изменения, например перестановка того или иного предмета мебели в квартире. Кроме того, многие дети-аутисты сильно привязываются к казалось бы бессмысленным предметам — например, кусочкам ткани, веревочке или аптекарской резинке — и очень огорчаются, если эти предметы у них отбирают. Они также часто придумывают себе ритуалы, например постоянно прикасаться к определенным предметам в четко определенной последовательности.
Желание сохранить заведенный порядок жизни, возможно, также объясняет, почему у некоторых детей-аутистов отмечаются странные двигательные на рушения, такие как частые, казалось бы бесцельные, взмахи руками, дерганье себя за волосы, удары себя по голове, качание, кружение, раскачивание взад-вперед или принятие «скульптурных» поз. Кроме того, дети-аутисты часто заворожено следят за предметами, осуществляющими повторяющиеся движения. Они поглощено наблюдают за крутящимися предметами, например вентиляторами или юлой, в то время как обычные игрушки использовать в творческих играх «понарошку» они зачастую не могут.
Дети-аутисты в старшем возрасте, а также взрослые больные, проявляют особый интерес к таким видам деятельности, которые связаны с зазубриванием, например запоминают наизусть расписание поездов или исторические даты.
Трудности с сохранением равномерных темпов развития.
Темпы развития ребенка, страдающего от аутизма, обычно столь же неравномерны, сколь различна степень его развития. Например, ребенок может научиться сидеть в очень раннем возрасте, но потом в течение многих лет не научиться ходить. Зачастую темпы развития ребенка в одной области резко отстают от темпов развития в другой. Например, семи летний ребенок-аутист может уметь одеваться и раз деваться, но не знать при этом, как пользоваться туалетом.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз аутизма, необходимо наличие всех вышеупомянутых при знаков. С аутизмом могут быть связаны также и другие трудности. Например, считается, что около 75% детей-аутистов страдают, в большей или меньшей степени, от задержки умственного развития, что может лишь усложнить этот синдром. Кроме того, около 25% детей-аутистов в итоге начинают страдать от припадков.
Около 65% детей-аутистов продолжают страдать серьезными недостатками и во взрослые годы. Обычно остальные способны функционировать более не зависимо в связи с более высоким уровнем умственного развития и развития языковых навыков. Однако и у этих детей отмечаются трудности общения, функционирования в обществе и предметного мышления. Это явление часто называется остаточным аутизмом. У некоторых детей самопроизвольно происходит улучшение состояния, однако, в целом, наилучшие перспективы открывает участие в специализированных интенсивных программах образования.
Причины.
Несмотря на большой объем проведенных исследований, причина аутизма так и не установлена. Специалистам неизвестно, что именно в организме срабатывает не так, в результате чего возникает вышеупомянутый синдром. Поскольку аутизм связан с потерей таких способностей, как восприятие и общение, некоторые специалисты выступили с предположением о возможной связи синдрома с на рушением работы мозговых центров, ответственных за прием и переработку информации в речевой области.
Еще один вопрос, на который предстоит ответить, заключается в следующем: почему аутизм иногда сопряжен с врожденными состояниями. Сюда входят: энцефалит, менингит, задержка умственного развития, ретролентальная фиброплазия, врожденная краснуха, врожденный сифилис и бугорчатый склероз. Специалисты предполагают, что эти состояния и аутизм могут вызываться общими причинами. Ученые-медики изучают сейчас возможность частичной зависимости аутизма от генетических факторов. Большое значение имеет то, что у родных братьев или сестер детей-аутистов аутизм отмечается в 50 раз чаще, чем в среднем. Частота возникновения других нарушений, например, нарушений речи в семьях, где есть дети-аутисты, также выше, чем в других. В том что касается причин аутизма, одно представляется ясным: этот синдром не связан с недостатками воспитания ребенка со стороны родителей. Нет сомнений в том, что ребенок, страдающий аутизмом, страдает им уже с момента рождения, что дети-аутисты могут родиться у любых родителей, вне зависимости от того, как они воспитывают детей, и что практика воспитания ребенка никоим образом не сказывается на возникновении данного заболевания. Однако, в зависимости от того как родители реагируют на заболевание своего ребенка, он, в пределах своей болезни, может добиться больших или меньших результатов.
ДИАГНОЗ.
Любого ребенка, у которого родители подозревают нарушение развития, необходимо показать педиатру, специализирующемуся на нарушении развития. Хотя, как считают эксперты, признаки и синдромы аутизма в большинстве случаев проявляются уже с момента рождения, родители не всегда замечают эти признаки до тех пор, пока ребенок не начинает ходить или даже до более позднего возраста. У большинства детей диагноз ставится в возрасте 2-3 лет, когда очевидными становятся трудности, которые они испытывают с языком и общением, в особенности в сравнении со своими сверстниками.
Особое значение имеет получение точного и детального диагноза состояния ребенка, у которого подозревается развитие аутизма. Поскольку связанные с аутизмом поведенческие нарушения носят столь разнообразный характер, этот синдром очень легко принять за какое-либо иное нарушение, в особенности, когда в одной области нарушение носит незначительный характер, а в других областях они весьма серьезны. С особой осторожностью родителям следует относиться к врачам, которые с легкостью прилепляют к их ребенку ярлык «замедленного», «страдающего умственной отсталостью с аутистическими тенденциями (или особенностями)». Хотя степень серьезности заболевания может быть и разной, тем не менее диагноз аутизма ставится только тогда, когда налицо имеются все симптоматические особенности поведения. Наилучшей клиникой для получения углубленного и точного диагноза является клиника, занимающаяся оценкой развития ребенка на базе того или иного университета. Выше вероятность того, что в таких клиниках подход к делу будет носить междисциплинарный характер, и, кроме того, в них обычно работают группы специалистов, подготовленных и обученных тому, чтобы правильно исключать те или иные болезненные состояния, которые легко спутать с аутизмом. К таким состояниям относятся депрессия, потеря слуха, нарушения речи, связанные с развитием, умственная отсталость, другие нарушения развития, шизофрения (см. психоз) и не нормально медленное развитие, обусловленное нарушениями в окружающей ребенка среде.
На подтверждение диагноза аутизма нередко уходит много времени. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев ребенка приходится неоднократно показывать профессиональным врачам, специализирующимся в нарушениях развития, психиатрам, невропатологу (специалисту по нервной системе), отоларингологу (ЛОР-врач) и специалистам по патологии речи (эксперт по нарушениям, связанным с язы ком и речью). Для диагностики, скорее всего, понадобятся физические и психологические тесты, долгое наблюдение за поведением ребенка, проверка его умственных способностей и проверка слуха и речи. Для проведения ряда исследований нервной системы может понадобиться госпитализация ребенка.
Если родители сомневаются относительно правильности поставленного диагноза, им необходимо заручиться мнением еще одного специалиста. Кроме того, детей с диагнозом аутизм следует, по меньшей мере раз в год, повторно показывать врачу с целью адаптации программы лечения к их текущим потребностям.
ЛЕЧЕНИЕ.
Помощь детям-аутистам можно оказать на основе правильного сочетания специализированных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному использованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Необходимо постоянно проявлять заботу о детях-аутистах.
Для родителей очень важно как можно больше узнать об аутизме, о конкретной форме, которой страдает их ребенок. Родителям следует требовать от диагностов и других врачей полного объяснения всех обстоятельств.
В настоящее время не существует универсальных эффективных программ по аутизму. Класть в больницы детей-аутистов, как правило, нет необходимости, но тем не менее большинство экспертов соглашаются с тем, что страдающие от аутизма дети в течение всего года должны посещать соответствующие программы, причем начинать делать это практически с момента постановки диагноза. При выборе программ родителям следует избегать таких, в которых упор делается только на один тип терапии, которые заявляют, что они приводят к поразительным успехам. Например, родителям следует с подозрительностью относиться к заявлениям о том, что, якобы, аутизм можно вылечить лекарствами. Пока что нет убедительных свидетельств того, что то или иное лекарство может оказаться эффективным в борьбе с этим недугом. Однако некоторые лекарства могут оказаться полезными в том плане, что они позволяют смягчать симптомы, создающие препятствия для обучения ребенка.
Как и при выборе диагностического центра, родителям здесь следует искать междисциплинарную про грамму, в которой методы лечения приспособлены к конкретным потребностям отдельного ребенка. Родителям следует убедиться в реалистичности той или иной программы лечения — например, в том, что от ребенка не требуется больше, чем он способен дать или достичь. Программа должна также помогать членам семьи ребенка научиться методам лечения в семье. Для этого очень важно, чтобы родители и врачи доверяли друг другу и уважали друг друга, часто встречались для обсуждения успехов ребенка.
В целом же, хорошая программа лечения должна отличаться наличием структуры и должна содействовать развитию у ребенка навыков речи и общения. Во многих программах лечения используются интенсивные изменения методики поведения, при которых ребенка хвалят и вознаграждают, за то, что он выполняет указания, и только иногда должным образом наказывают за неповиновение.
Самым новым и перспективным подходом к образованию и обучению малолетних детей-аутистов является обучение их в кругу семьи. Специалисты в течение долгого времени встречаются с его родными, учат их соответствующим методикам образования, стимулирования и управления поведением в кругу семьи. Обучение необходимо начинать, как только ребенку поставлен диагноз. В дальнейшем обучение дополняется поступлением ребенка в дневную школу.
В США, в соответствии с федеральным законом, все государственные школы должны обеспечивать образование для всех детей-инвалидов. Однако лишь в очень небольшом количестве местностей существу ют адекватные программы для детей-аутистов. Родители детей-аутистов должны объединяться для того, чтобы обсуждать имеющиеся в их распоряжении варианты и изыскивать возможности получения помощи от государства. Кроме того, родители могут связаться с национальным обществом детей-аутистов для получения консультаций о том, как наилучшим образом организовать государственные программы обучения в местности их проживания. Эта ассоциация также может поделиться своей информацией о программах ухода в воскресные дни и во время лет них каникул, о специальных центрах лечения подростков и о программах, при которых соответствующие специалисты занимаются детьми-аутистами, с тем, чтобы дать их родителям возможность какое-то время отдохнуть.
Очень трудно смириться с тем, что ваш ребенок страдает от аутизма. Нелегко также определить, что можно от ребенка ожидать, и продолжать при этом должным образом заниматься его лечением и обучением в кругу семьи. Многие семьи убеждаются в том, что консультации и советы, которые они получают, сами по себе оказываются бесценным источником помощи и поддержки.
ПРОФИЛАКТИКА.
Пока аутизм профилактике не поддается.
По материалам сайта U-mama.ru
Важно подчеркнуть, что в современной практике термин «нарушения психического развития» применительно к детям используется преимущественно в медицине, а в педагогике принято использовать соответствующий термин «с трудностями в обучении».
Поступающим в школу детям с нарушениями психического развития присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.
Установлено, что многие из детей с нарушениями психического развития испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.
В отличие от детей с интеллектуальной недостаточностью, дошкольники с нарушениями психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.
У всех детей с нарушениями психического развития наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.
Отличается от нормы и речь детей с нарушениями психического развития. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.
При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.
Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).
Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов.
Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.
Дети с нарушениями психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
По материалам сайта asabliva.by