Родителям будущего первоклассника

Адаптация первоклассников к условиям обучения в школе (видеоконсультация)

"Готовность ребёнка к школе- что это такое?" (видеоконсультация)

«Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зaвисит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимое условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько пoлезных практических рекомендаций.

Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребенка.

Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова.

 Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать  пояснения,  интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения.

Во-вторых, малыш может сделать  из почитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности персонажей.  Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения.

Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку понятно, чему оно учит.

Сами  читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и  зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.

Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования.

Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания. используя  энциклопедии, словари, интернет и др.

Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.

Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать .слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя и свои способности.

Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует  побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы.

Повышайте общий  уровень  осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике  и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой  совместной деятельности с ребенком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами,  окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).

Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность  с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.

Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте. учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После учебного года в музыкальной школе ребенку  будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей  помощью в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.

Желаем успехов!

 

Подготовлено на основе материалов научно-методического журнала «Пралеска» (Гапанович-Кайдалова,  Е «Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»/Е. Гапанович-Кайдалова.-М.: «Адукацыя i выхванне», 2021.-№2.-10-13с.)

свернуть

«10 заповедей» для родителей будущих первоклассников

1. Начинайте забывать о том, что Ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы можем тебе доверить помыть посуду (вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)».

2. Будьте примером для Вашего ребенка: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения книг, газет, журналов.

3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постоянно учите его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете. Ставьте в известность отсутствие денег в семье, ходите в магазин вместе.

4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы посторонних отвечайте: «Спасибо. Мы дома обязательно поговорим на эту тему».

5. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

6. Постоянно говорите с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Посмотрели фильм, прочитали книгу, посетили цирк – пусть расскажет, что больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам действительно интересно.

7. Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, сведения о родителях и ближайших родственниках.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Видеть мир глазами других – основа взаимопонимания.

9. Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим ребенком. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только надо еще один раз попробовать». Верьте в то, что Ваш ребенок может все, только надо чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

10. Не стройте свои взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в будущем.

свернуть

Какую школу выбрать?

     « На  работе советуют отдавать ребенка  в языковую школу. Правда, добираться до нее нужно на «перекладных» . Школа же в нашем районе совершенно обычная, иностранный язык в ней изучается только с пятого класса. Не престижно… Нанимать репетитора — очень накладно. Вот и не знаем, как поступить?»

   «В нашем районе две школы. В одной, как говорят, сильное начальное звено, а в другой — среднее. Но ведь очень важно, у кого ребенок будет учиться с самого начала. А переводить из школы в школу не хочется. А куда лучше отдать, никак не можем решить»

      Размышления о выборе школы для своего ребенка – головная боль многих родителей. Пока ребенок мал, вопрос, где он будет учиться, за него решают родители. Выбор школы — не всегда дело простое. Поэтому родители будущих первоклассников вынуждены пользоваться слухами и досужими мне­ниями своих знакомых, родственников и соседей. Многие стараются выбрать школу по-престижнее, другие руководствуются соображениями территориальной близости и удобства расположения (ребенку не придется пересекать оживленные автомагистрали, стройплощадки, пустыри, территории гаражных кооперативов и т. д.).

         Однако часто они забывают поинтересоваться мнением своих детей. Многие дошкольники хотели бы учиться в той же школе, что и их братья и сестры. У них уже сформировалось о ней определенное представление, основанное на ранее услышанных рассказах.

      Посещая детские сады, малыши могут устанавливать между собой тесные дружеские контакты, которые хотели бы сохранить на последующие школьные годы. Не стоит забывать и о дворовых привязанностях. Обычно дети, живущие в одном доме, подъезде, дворе и обучающиеся у одного педагога, образуют сплоченные группировки внутри класса. Они могут вместе ходить в школу и возвращаться домой. По дороге происходит обмен впечатлениями, осуществляется своеобразная психологическая разгрузка, планируются предстоящие игры и более важные мероприятия.

        Итак, решая на семейном совете, какую школу выбрать, не забудьте поинтересоваться мнением будущего ученика. Возможно, он терпеть не может математику.  А если ваш ребенок категорически заявляет, что пойдет в первый класс только вместе с другом Мишкой или Вовкой, то не пытайтесь уверить его в том, что учится каждый сам и для себя.

         Если малыш с трудом переносит поездки в транспорте или крайне негативно реагирует на раннее пробуждение, лучше откажитесь от мысли возить его в школу, отвечающую самым высоким вашим требованиям. Все ее преимущества будут перечеркнуты утренними деп­рессиями, которые вскоре могут перерасти в утрату желания учиться. Идеально, когда малыш сможет уже через неделю — две добираться до школы сам. Близкое ее расположение от дома позволит наладить тесные дружеские связи с одноклассниками и выкроить побольше времени для игр и отдыха, так необходимых маленьким ученикам.

       Наконец, выбирая класс и конкретного педагога, не забывайте, что богатый педагогический опыт убережет только от грубых ошибок, а отнюдь не от просчетов. Молодые же педагоги, как правило, больше внимания уделяют своим воспитанникам. Они с легкостью используют на практике новейшие достижения современной науки. И кто сказал, что первая учительница не должна быть красивой?! Привлекательный образ учителя очень много значит для малышей. И если на собрание родителей будущих первоклассников приглашают и детей, не поленитесь захватить своего ребенка. Может быть, его детская интуиция позволит безошибочно выбрать ту или того, под чьим руковод­ством он будет наиболее плодотворно овладевать всеми премудростями знаний. Гораздо приятнее каждый день видеть перед собой человека, который уже на уровне подсознания вызывает симпатию и доверие, нежели пусть заслуженного учителя, один только внешний вид, которого заставляет в страхе сжиматься сердце маленького человека.

        «Устами младенца глаголит истина», — эта фраза как нельзя лучше подходит к разрешению заданной ситуации о выборе школы для своего ребенка.

 

Литература: Корнеева, Е.Н. Эти загадочные  малыши (100 ответов на родительские  «почему») / Е.Н. Корнеева. – Ярославль: Академия развития. – 1999.

свернуть

Воспитание самостоятельности у будущего школьника

Иногда дети говорят, что не хотят учиться в школе. С чем это связано? Со страхом нового, неизведанного. Как преодолеть страх перед школой?

  1. Никогда не запугивайте ребёнка школой.
  2. Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
  3. Формируйте позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни.
  4. Не возлагайте необоснованных  надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником. И не внушайте это ребенку !
  5. Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним.

      Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться   на стремлении сформировать желание многое узнать и многому научиться,  воспитании самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли,  задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогом.

       Самостоятельность проявляется в умении и стремлении ребёнка действовать без  помощи взрослого, связана с проявлением активности, инициативы, элементов  творчества. Умение самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Самостоятельный ребёнок -  это  ребёнок, который  в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой  одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.

 Как воспитать у ребёнка самостоятельность?

  1. Постоянно обогащайте  представления и умения детей.
  2. Создавайте условия, побуждающие ребёнка использовать имеющие знания и  навыки.
  3. Воспитывайте интерес к самостоятельным действиям.
  4. Меняйте тактику руководства деятельностью ребёнка: от прямых приёмов ( показ, объяснение) переходите к косвенным     ( совет, напоминание).
  5. Поддерживайте  желание преодолевать трудности, доводить  дело до конца.
  6. Ориентируйте ребёнка на получение хорошего результата.
  7. Расширяйте область самостоятельности ребёнка.
  8. Поддерживайте чувство радости и гордости за собственные успешные действия.

 

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за  столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это  позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

 

Литература:

 

1.Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Е.А.Панько [ и др.]; под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016г. -216с.

2.Вдовенко, Н.  Ваш ребенок – будущий первоклассник// Пралеска.-

2013.-  №7, с. 74-77.

свернуть

Советы родителям

 

             Как создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовить ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно?

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

        Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2.Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться . Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи . Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.  Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

      Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

       Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?  Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. Определите общие интересы.  Это могут быть как познавательные интересы, любимые мультики, сказки, игр,/, так и жизненные ( обсуждение семейных и др. проблем).

13.Начинайте» забывать» о том, что Ваш ребёнок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: « Какой  ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду ( вымыть пол, вытереть пыль, полить цветы и т.д.). Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете: например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт. Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите  в магазин вместе.

14.Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии  посторонних. Уважайте чувства ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя отвечайте: « Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

15.Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

16.Постоянно говорите с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в  цирке, кино – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал , что Вам это действительно интересно. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребёнка.  Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.

17.Чаще хвалите ребёнка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать».  Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

18.  Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Их должно быть не более 30%, если брать 100% систему измерения отношений. Согласитесь, что запреты не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.

свернуть

Как обустроить учебную зону первоклассника

 7 советов для родителей

       К началу учебного года родителям будущего школьника следует подумать не только о школьной форме, но и о том, как организовать рабочее место для своего первоклашки, причем так, чтобы ему было комфортно заниматься здесь уроками и главное — чтобы эти занятия не принесли вред его здоровью.

    Вот самые часто задаваемые вопросы родителей первоклашек, ответы на которые помогут в организации рабочего места школьника.

1. Какой стол необходим первокласснику?

       Для первоклассника нужно особенно тщательно подойти к выбору письменного стола, ведь от габаритов и модели будет зависеть осанка ребенка, его зрение и, что не менее важно, желание учиться. Относительно размеров письменного стола существует несколько жестких правил:

высота зависит от роста ребенка: первокласснику хватит 45-48 сантиметров. Отправляясь за столом в магазин, возьмите с собой ребенка, только так вы выберете стол, который идеально ему подходит. Письменный стол считается оптимальным, если его край оказался точно на уровне груди сидящего ребенка (тогда он сможет опираться на локти), коленями он не подпирает столешницу снизу, а ноги стоят под прямым углом.

глубина рабочей поверхности должна составлять не менее 60-80 сантиметров, ширина — 120-160 сантиметров.

         Чтобы не менять стол школьника каждые два-три года, лучше отдать предпочтение трансформируемой модели. Специалисты советуют приобретать для компьютера, который тоже со временем обязательно появится в детской, отдельный стол — делать уроки перед монитором будет неудобно, так что для письма нужна отдельная поверхность. Если комната небольшая и места для двух столов в ней недостаточно, лучше приобрести стол чуть большего размера, например угловой, в одной части которого расположится компьютер, а в другой — останется свободное место для занятий.

2. Где разместить письменный стол в детской?

        Лучше всего письменный стол поставить слева от окна, боком, или справа, но развернув к окну лицевой стороной. Первый вариант удобен тем, что ребенок меньше отвлекается на уличные события, а второй позволяет хорошо освещать рабочую поверхность в дневное время. Дизайнеры часто предлагают превратить в письменный стол весь подоконник. Это действительно отличный вариант для небольшой комнаты.

3. Какой стул выбрать для первоклассника?

       Важно выбрать подходящий стул, ведь от него зависит осанка ребенка. Стул не должен быть слишком высоким: ноги ребенка, согнутые под прямым углом, должны касаться пола, в то время как его спина – спинки стула. Лучше, если это будет удобное рабочее кресло с регулируемыми высотой сиденья и положением спинки, тогла можно будет регулировать высоту и положение стула с ростом ребенка. Сиденье не должно быть глубоким, чтобы во время занятий школьник не горбился и опирался на спинку. От крутящегося стула лучше отказаться и для данного возраста выбрать неподвижную модель.

4. Есть ли требования к мебели для школьника?

       Желательно, чтобы мебель для школьников была выполнена из натуральных материалов: стол лучше купить деревянный. Материал для обивки стула также лучше выбрать натуральный. При покупке мебели для школьника обязательно обращайте внимание на сертификат изделия: он должен соответствовать ГОСТу, разработанному для детской мебели. Пластиковая мебель, а также мебель из древесно-клеевых материалов с пропиткой небезопасны из-за возможных испарений вредных веществ.

5. Как создать идеальное освещение для учебы?

       Чтобы зрение ребенка не пострадало от занятий, лучше всего комбинировать источники света над рабочим столом. Оптимальной считается комбинация настенных бра или светового карниза с отраженным светом и отдельного светильника непосредственно над рабочей зоной.

       Классическая картина — ребенок, сидящий при одной только настольной лампе в темной комнате –  неправильный подход. Если все остальное пространство комнаты затемнено, контраст будет быстро утомлять глаза первоклассника, не приспособленных к таким нагрузкам, и способствовать ухудшению зрения.

6. Как помочь первокласснику организовать порядок за столом?

      Если в письменном столе отсутствуют выкатные ящики, то все необходимые  предметы нужно разместить в пределах доступности – не далее, чем на расстоянии вытянутой руки. Для этих целей могут служить тумбочки, полки и стеллажи, а также передвижные пластиковые контейнеры, расположенные под столом. Если стол расположен около стены без окна, то на ней можно разместить тканевой органайзер с большим количеством кармашков, в которых  поместятся канцелярские принадлежности и другие мелочи, необходимые ребенку во время учебного процесса. Также можно использовать корковые доски, к которым будут крепиться записки и всевозможные вещички.

        Приучайте ребенка к соблюдению порядка на рабочем месте с первого класса. После занятий предложите ему прибрать все принадлежности таким образом, чтобы каждый предмет находился на своем месте, а рабочая поверхность стола всегда оставалась свободной.

7. Можно ли помочь ребенку запомнить распорядок дня?

      В жизни первоклассника многое меняется, главную роль получает распорядок дня. Купите пачку офисной бумаги, яркие маркеры или фломастеры и вместе с ребенком придумайте его первое расписание. Можно использовать готовые картинки или сделать их своими руками и повесить эту доску возле рабочего стола ребенка. Первый месяц такой распорядок дня поможет вашему ребенку привыкнуть к новым условиям жизни, а вам – избежать нервных объяснений и детских слез.

свернуть

Тест "Готов ли ребенок к школе"

Чтобы оценить подготовленность ребенка к школьному обучению, предлагаем вам короткий тест

Подчеркните один из вариантов ответа

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу? (Да, нет)
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться? (Да, нет)
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? (Да, нет)

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? (Да, нет)

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений? (Да, нет)

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? (Да, нет)

7. Умеет ли он изменять существительные по числам ( одно ухо-два уха- пять ушей?) (Да, нет)

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? (Да, нет)

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? (Да, нет)

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? (Да, нет)

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? (Да, нет)

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? (Да, нет)

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? (Да, нет)

14. Может ли он собрать разрезную картинку из 5-7 частей за одну минуту? (Да, нет)

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? (Да, нет)

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)? (Да, нет)

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.? (Да, нет)

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? (Да, нет)

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

* 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

* 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

* 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

        Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни.Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

         Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста,несколько простых правил:

* Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
* Их длительность не должна превышать 35 минут.
* Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
* Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредотачиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

        Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

 

Желаем вам удачи!

свернуть

Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв

 

    Считается, что зеркальное письмо связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

       Однако, исследования показали, что "почерк Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия трёхмерных пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения ( расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы, изображение бывает зеркально перевёрнутым. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении. 

        Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти.

         Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

•  недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

•  недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

•  недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

        Если дощкольник  не научился сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и различать  тонкости оптически сходных букв.

         В русском алфавите 33 буквы, написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв свойственно  детям с  ведущей левой рукой, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

       Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. Особое внимание нужно обращать на детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

        Элементарный прием диагностики: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

          С началом школьного обучения такие дети  так же будут воспроизводить и буквы. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а стараясь их  предупредить. Устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует особого внимания.

         Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводитсяподготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

          Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки(Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле:   находить правое ухо, правый глаз, правую щеку и т. д.

        Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?)

       Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.

      Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • развитие тактильных ощущений (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • расширение поля зрения ребенка.
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).

        Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». Для осуществления этой цели должны проводиться разные игры:

  • выкладывание различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит».
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

        Для облегчения усвоения правильного начертания букв надо работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность». Многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны( А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш). Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа ( Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю). Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону ( 3, Л, У, Ч, Э, Я0.

       На заключительном этапе работы используются письменные упражнения. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно  перейти к записи предложений.

        Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр.

        Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

        А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении, научить соблюдать единый орфографический режим.  Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

        Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания взрослых. Помочь ребенку может не только педагог, но и родители.

                                              Литература:

1. Безруких, М. М., Ефимова. С. П. Знаете ли вы своего ребёнка? / М.: Просвещение. - 1991 г.

2. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / - С-Пб.:  «Союз». -2003 г.

3. Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» - тетрадь №5. Аквариум-2004 г.

свернуть

Ребенок - левша

Равнение... налево!  Как подготовить к школе ребенка-левшу?

        В наступившем году вашему малышу предстоит стать первоклашкой? Прежде чем искать прогимназию, организовывать занятия, подбирать пособия, вам необходимо выяснить немаловажную вещь: какая рука у вашего ребенка ведущая? Времена, когда левшей жестоко переучивали, к счастью, давным-давно канули в прошлое! Но маленькому левше в школе — особенно на первых порах — может быть очень непросто.

Левши - дети зазеркалья

       Предпочтение руки при письме — лишь видимая часть айсберга отличий левшей от правшей. На самом деле отличия кроются гораздо глубже.

      Левую половину нашего тела контролирует правое полушарие мозга, отвечающее за целостное восприятие, эмоционально-образную картину мира. В то время как левое полушарие, связанное с правой половиной тела, отвечает за логику, анализ, систематизацию. То есть от картины мира правши картина мира левши, у которого доминирует правое полушарие, отличается принципиально. Он словно Алиса, попавшая в Зазеркалье, ежедневно и ежечасно сталкивается с непосильными проблемами там, где правша не испытывает никаких затруднений.

      Левши хуже правшей ориентируются в пространстве и времени. У них чаще, чем у других детей, возникают проблемы речевого развития, трудности при обучении чтению, письму и математике, особенно геометрии. Кроме того, поскольку любая информация, воспринятая правым полушарием, окрашивается эмоционально, дети-левши крайне ранимы, истощаемы, склонны к истерикам, страдают дефицитом внимания.

         Программы подготовки к школе и программы начальных классов практически не адаптированы к потребностям и возможностям детей-левшей. И малыш будет испытывать сильнейший стресс. Поэтому одна из важнейших задач последнего года перед школой — помочь ребенку-левше хотя бы частично адаптироваться к требованиям, с которыми он столкнется в школе.

Левши явные и... тайные

    Если ваш ребенок с младенчества все делает только левой рукой, картина кристально ясна: он левша. Но подвох в том, что помимо явных левшей есть еще и скрытые — те, у кого при ведущей правой руке доминирует правое, а не левое полушарие мозга.

        Эти дети, как правило, чувствуют себя в школьном социуме еще более некомфортно, чем "чистые" левши. Ведь их рассеянность, неряшливость, скверный почерк, нелепые ошибки в письме и счете чаще всего объясняют недостатком прилежания. Попав в первый класс, ребенок сразу же оказывается в числе аутсайдеров, и позже изменить репутацию неуспешного ученика нелегко.

        Выявить скрытую леворукость можно при помощи несложных тестов. Попросите малыша:

  • отвинтить и завинтить крышку на баночке;
  • найти, в каком из нескольких коробков спрятана спичка;
  • причесать куклу;
  • погладить собачку;
  • посмотреть в дырочку, прорезанную в большом листе бумаги;
  • поглядеть в калейдоскоп или подзорную трубу;
  • поговорить по телефону;
  • проверить, тикают ли механические часики.

        Понаблюдав за ребенком, вы определите, какие у него ведущие рука, глаз и ухо. Однако чтобы получить более или менее объективные результаты, необходимо соблюдать несколько правил:

  • Ребенок не должен знать, зачем его просят выполнить то или иное действие, поэтому постарайтесь создать игровую ситуацию. Или включите задания в утреннюю зарядку.
  • Не демонстрируйте малышу, что надо сделать, иначе он просто скопирует ваши движения, ориентируясь на вашу ведущую руку.
  • Чтобы результаты были более точными, каждую пробу желательно повторить вразбивку несколько раз.

         Не стоит переживать, если ваш ребенок — явный или скрытый левша. Ведь леворукость — вариант нормы. Просто помогите будущему первоклашке скорректировать особенности его развития.

Координация движений у левшей

        Дети-левши плохо осваивают сложные манипуляции, требующие слаженных, особенно асинхронных движений обеих рук или ног. Завязывать шнурки, застегивать пуговицы, шить, вязать, танцевать, кататься на роликах или велосипеде, плавать — все это требует от них колоссального напряжения и невероятных усилий. Но комплекс несложных упражнений научит ребенка контролировать свои движения.

                               Дыхательная гимнастика

        Ребенок лежит на спине и спокойно, размеренно дышит. Потом темп дыхания изменяется: вдох — задержка — выдох — задержка. Причем на вдохе нужно втягивать живот, а на выдохе — надувать. Сначала каждая из фаз длится две-три секунды, затем их удлиняем.

                                    Упражнения для глаз

      Не поворачивая головы, ребенок следит глазами за движениями пальца — слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, по кругу. Затем попросите малыша высунуть язык и водить им в том же направлении, куда движутся глаза. А после — в противоположном. Важно: движения языка и глаз должны быть одновременными, а не последовательными.

                                      Тактильная гимнастика

      Приготовьте несколько парных предметов с характерной формой (например, шарик, кубик, шишка) и ярко выраженной фактурой. Положите по одному предмету из каждой пары в непрозрачный мешочек. Дайте ребенку в руку один предмет и попросите найти второй рукой на ощупь такой же в мешочке. Затем поменяйте руки. Начинайте с двух-трех пар предметов. Затем увеличивайте количество пар и уменьшайте различие между ними. Например, можно взять несколько разных ключей.

Пространственные представления

       У левшей медленно и плохо формируются навыки ориентации в пространстве. В их "зазеркалье" верх и низ, право и лево легко могут меняться местами. Поэтому они могут написать слово или число справа налево или сверху вниз, а могут и вовсе по диагонали. Левши с трудом учатся такой нехитрой операции, как сложение в столбик, а скопировать картинку по образцу для них — непосильный труд.

        Как помочь этой беде? Главное при формировании пространственных представлений — опираться не на абстрактные категории, а на сенсорный, телесный опыт ребенка. Для начала необходимо задать точку отсчета. Ею будет левая, ведущая рука ребенка: наденьте на нее часы, красивый браслет, симпатичный колокольчик. Отсюда можно будет строить систему координат. Например, читать, рисовать, рассматривать комиксы нужно "от колокольчика". Буква "Я" и цифра 9 головку поворачивают "к колокольчику", а буква Р и цифра 6 — "от колокольчика".

                                                     Важно!

       Детям-левшам свойственно "застревать" на одном действии. Они с трудом переключаются с одной операции на другую, не могут выполнять несколько действий параллельно ( говорить и рисовать). Из-за сложностей с пространственными представлениями левше трудно научиться узнавать время по часам со стрелками.

       Чтобы помочь ребенку, в игре научите его разбивать действие на последовательные операции. Например, обезьянка идет в бассейн. Что ей нужно делать? Раздеться, убрать вещи в шкафчик, надеть тапки и шапочку, принять душ, надеть плавки...

                                                   Совет

     Почувствовать продолжительность времени ребенку помогут песочные часы. Они научат собирать вещи, одеваться, выполнять задания за определенный срок.

 

По материалам интернет -сайтов

свернуть

Формируем графические навыки у старших дошкольников

 В последние годы появились дидактические материалы, направленные на формирование графических умений у дошкольников: штриховки с достаточно сложными видами линий; обведение контуров различной конфигурации; написание письменных букв; рисование силуэтов по клеточкам и т.д. Однако,  формирование навыка письма -  задача начальной школы. В дошкольном учреждении проводится лишь подготовка руки  к письму средствами изобразительной деятельности. 

      Овладение графическими умениями  стимулирует развитие детского творчества, способствует проявлению творческих качеств личности. Овладение графическими умениями в дошкольном возрасте имеет большее  значение для последующего обучения. Показатель функциональной готовности ребенка к школе,  обеспечивающий освоение им основ правописания -  развитие координированности движений, в т.ч. мелкой моторики руки.  Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный  орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки  определенного уровня и направленности, специальные двигательные и  графические умения.

       Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов

приводит к  трудностям в освоении навыков письма: неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных  координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений грозят  развитием негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Условия и предпосылки для формирования навыка письма,   дальнейшего  развития творческого потенциала ребенка на более старших ступенях  образования создает использование графических игр.

       Работа по формированию у дошкольников графических умений включает в себя:

- развитие пространственной ориентации детей на листе бумаги  (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.п.);

- развитие  чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм  движений;

- развитие изобразительных умений (в процессе изобразительной  деятельности, а также с помощью графических игр).

       Ведущие направления по формированию графических навыков:  использование специальных графических игр; работа на  занятиях  рисованием.

       Содержание графических игр разнообразно: штриховка, обведение заданных  линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, закрашивание  изображений, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без  опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных  композиций по опорным знакам (точкам) и без них с учетом принципов  ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов букв). Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание,  зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются  функции распределения внимания (способность концентрироваться на  нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля. Формируется  представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические игры, ребенок учится точно следовать инструкции и  работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения,  что  важно при его подготовке к обучению в школе.

      Применение изобразительных материалов при выполнении графических игр вариативно. На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют  выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров закрепляет у детей  навыки регуляции силы нажима. При выполнении более сложных графических игр уместно использовать  простой карандаш повышенной мягкости: сохраняется возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется.

Показ графических действий

      Обучая детей работе с карандашом, необходимо показывать правильный

прием рисования прямых линий:

  • Вертикальная- рука сверху вниз; карандаш идет перпендикулярно проводимой линии, по отношению к бумаге - наклонно.
  •  Горизонтальная- рука с карандашом внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется в направлении проводимой линии (слева направо), видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль над направлением движения, рука имеет твердую опору на стол. 

      При закрашивании широких плоскостей карандаш больше наклонен к бумаге, получаются более широкие штрихи,  закрашивается рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. Лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а выше, иначе  рука только кистью лежит на столе, локоть висит внизу, рука движется неуверенно, линия  дрожащая.

    Показ взрослым графических действий и отработка этих приемов ребенком

способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности.

     При выполнении графических игр  закрепляется умение держать инструмент  свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Для формирования навыков равномерного движения руки под контролем зрения используется штриховка. Ее правила: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3—0,5 см).

      Упражняются дети и в рисовании изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы.  Дети учатся дифференцировать силу нажима на карандаш или фломастер, совершенствуют навыки проведения линий неотрывным способом. 

      Постепенно происходит усложнение графических игр путем использования  линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам,  самостоятельного декорирования предметных изображений предложенными  элементами, в т.ч. элементами буквенных знаков. Дети упражняются в  плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения. 

       Накопление графического опыта идет параллельно с закреплением умения  ориентироваться в пространстве. Дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении  направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов  узора с учетом ритма, симметрии. Характер  графических игр меняется  от образных, конкретных изображений к условным  (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные,  зигзагообразные, спиралевидные элементы.

      Необходимо следить за освещенностью рабочего  места, осанкой ребенка, его умением правильно держать карандаш, не  переворачивать тетрадь при выполнении графических игр. 

     Во время графической деятельности детей нужно делать паузы, используя

упражнения для пальцев, рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание пальцев; элементы психогимнастики и пальчиковой гимнастики; переключение  близкого и дистантного зрения).

     Особое внимание необходимо обратить на то, как держит ребенок карандаш, не переворачивает ли тетрадь при письме или раскрашивании. Перед  началом каждого занятия взрослый напоминает ему о правильной посадке за  столом:

1.  Ступни ног опираются на пол.

2.  Поясница опирается на спинку стула, а голова и туловище слегка  наклонены.

3.  Между грудью и краем стола должен проходить детский кулачок.

4.  Локти не должны находиться на весу.

5.  Правильность расстояния от глаз до книги и тетради проверяется так: оставить локоть на стол, а кончиком среднего пальца коснуться виска. Ниже

голову опускать не надо. 

        Графические игры имеют постепенно нарастающую степень сложности. Продолжительность графических игр зависит от уровня развития и усидчивости  ребенка. Если у него возникли затруднения – необходимо объяснить задание еще  раз, начать выполнять его вместе с ним. Не стоит настаивать на выполнении  задания, если ребенок утомился. 

       Мы предлагаем использовать в работе с дошкольниками пособия, разработанные  Е.В. Горбатовой «Линия-затейница», «В гостях у строчки». В этих пособия учтены все современные  рекомендации. Учитываются физиологические и психологические  особенности детей старшего дошкольного возраста. Графические игры проводятся  в красочных альбомах, в сюжетной форме, предполагается использование цветных карандашей – одним словом, созданы все условия, чтобы сохранить положительную мотивацию для выполнения задания.

Примеры таких альбомов:

                                            Литература:

1.   Горбатова, Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения  для детей старшего дошкольного возраста: пособие  для  педагогов  учреждений,  обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.В.Горбатова.- Мозырь:  ООО ИД ―Белый ветер‖, 2005.

3.   Горбатова, Е.В.  Графические игры и упражнения для детей старшего

дошкольного возраста. Тетрадь 1. Послушные линии: пособие / Е.В.Горбатова.  -  Мозырь: Белый ветер, 2005.

4.   Горбатова, Е.В.  Графические игры и упражнения для детей старшего

дошкольного возраста. Тетрадь 2. Графические узоры: пособие / Е.В.Горбатова.  -  Мозырь: Белый ветер, 2005.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в  изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 1999.

свернуть

Выбираем ранец

 

       Ранец для младшего школьника – это больше, чем просто сумка для хранения тетрадей, учебников и других важных мелочей. Это символ нового статуса с одной стороны, а с другой – предмет родительской заботы - ведь плата за неправильно выбранный аксессуар, в комплекте с которым окажется сколиоз и прочие неприятности со спиной, слишком высока.

        То, что ваш ребенок будет проделывать с ранцем, предугадать не так уж сложно, достаточно вспомнить собственное детство.

        Иногда портфель будет служить мячом для игры в «футбол», средством для заигрывания с понравившейся девочкой или мальчиком, «грушей» для отвода злости за незаслуженную двойку. На нем будут сидеть на перемене, съезжать зимой с ледяной горки, и бросать везде, где ни попадя…

Поэтому устроим ранцу испытания (экспертизу)…

  …НА ПРОЧНОСТЬ

      Прежде всего, этот школьный аксессуар должен быть прочным. Возьмите ранец в руки и посмотрите внимательно – насколько аккуратно прошиты швы, как лямки крепятся к корпусу, есть ли дополнительные строчки в тех местах, которые нужно усилить?

  … ГИГИЕНИЧНОСТЬ

        Выбирайте ранец из легко моющегося материала, не надеясь на то, что он за год ни разу не испачкается.

… ЭРГОНОМИЧНОСТЬ

       Несмотря на предписанные санитарными нормами 3 кг, в школу первоклашке придется носить значительные тяжести: не только учебники, и тетради, но и «сменку», физкультурную форму, и, нередко, любимую игрушку. 
       Важные технические характеристики портфеля – это вес и удобство «посадки» на спине. Ортопедическая «спинка» или жесткий (поролоновый или из гибкого пластика, или даже алюминиевый) каркас ранца – обязательное условие сохранения здоровья позвоночника начинающего школьника. 
Чтобы ремни не впивались в плечи ребенка, выбирайте плотные, широкие - не менее 4 см – лямки, которые можно регулировать по длине. 
Мягкие рюкзачки лучше оставить на потом. Пусть хотя бы до 4-го класса малыш ходит в школу с ранцем, который не повиснет на спине, как мешок, а будет всегда сохранять свою форму. В нем куда легче найти нужные учебники, тетради, ручки.

… ВМЕСТИТЕЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧНОСТЬ

      Большинство современных ранцев имеют несколько отделений, которые призваны помочь ребенку не потеряться в тетрадях и учебниках, положить пенал отдельно от сменной обуви. Выбирайте модели, облегчающие поиск нужных предметов свежеиспеченному школьнику. В нем куда легче найти нужные учебники, тетради, ручки.

…ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

       Позаботьтесь и о том, чтобы по дороге домой ребенок был в безопасности. Многие ранцы оснащены специальными светоотражающими элементами - фликерами. Благодаря ним ребенок будет заметен издалека и днем, и в сумерках. Особенно это актуально, если малышу по дороге домой придется переходить улицу с оживленным движением.

      Итак, ранец выбран. Пусть сын или дочка сами собирают портфель, но под Вашим присмотром. Иначе им будет трудно сориентироваться в собственной сумке, да и самостоятельности и ответственности так они научатся быстрее. Сколько бы раз вы ни показали, куда положили тетрадь или линейку – все равно в школе в поисках нужной вещи наверняка все будет перевернуто. Малыш может просто не запомнить полученной инструкции, и растеряться на уроке.

        Позвольте маленьким модникам самим выбрать оформление своего ранца, ведь именно они будут носить его целыми днями в течение нескольких лет. Если школьная сумка нравится, то и настроение у ученика будет лучше, и учеба покажется легче!

 

Литература:

 

Корнеева, Е.Н. Эти загадочные  малыши (100 ответов на родительские  «почему») / Е.Н. Корнеева. – Ярославль: Академия развития. – 1999.

свернуть